ФГОС НОО: требования к современному уроку

Библиографическое описание: Четанова Л. А. ФГОС НОО: требования к современному уроку [Текст] / Л. А. Четанова // Молодой ученый. — 2015. — №2.1. — С. 33-35.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. На данный момент современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые способны: анализировать свои поступки, действия;самостоятельно принимать решения, понимая их возможные последствия; отличаться мобильностью;быть способны к сотрудничеству;иметь чувство ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Современный урок — это:

- Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);

- Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

- Урок, содержащий разные виды деятельности;

- Урок, на котором ученику должно быть комфортно;

-  Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;

-  Современный урок развивает у детей креативное мышление;

- Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

- Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

- Цели урока задаются с направленностью передачи функции от учителя к ученику;

- Учитель ежедневно, ежеурочно обучает детей осуществлять рефлексивное действие, умение оценить свою готовность, находить причины затруднений, обнаруживать незнание, и т. п.;

- На уроках используются разнообразные методы,формы, и приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;

- Учитель учит обучающихся ставить и адресовать вопросы, а так же владеет технологией диалога;

-  Учитель учит детей работать по правилу, а так же творчески сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.;

- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы.На уроке происходит формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;

- Учитель стремится оценивать видимые успехи каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные достижения;

- Учитель заранее планирует коммуникативные задачи урока;

- Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, его личное мнение, а так же обучает корректным формам их выражения;

- Стиль, тон отношений, которые задаются на уроке, помогают создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта;

- На уроке происходит глубокое личностное воздействие «учитель-ученик», через отношения, совместную деятельность и т. д..

Следует разделять традиционный и современный уроки:

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Методы и формы современного урока

1. Метод проектов — это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини — проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30–40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

2. Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- развивать умение, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- овладевать практическими способами работы с информацией;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

3. Здоровьесберегающие технологии (интеграция)

- Здоровьесберегающее обучение направлено на — обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на — природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

- Достигается через — учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

- Приводит к — предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

4. Портфолио

Основными задачами применения портфолио являются:

-  повышение качества образования в школе;

- поддержание и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности;

- систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;

-  формирование адекватной самооценки у обучающихся;

- формирование умение учиться — ставить цели, организовывать и планировать собственную учебную деятельность;

- создание ситуации успеха для каждого ученика, содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

Отношение учителя к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка — вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много в работе учителя зависит от его желания и характера, а так же от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Педагоги смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умение быстро перестраиваться.

 

Литература:

1. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Издательство «Просвещение» 2014г.

2.  http://pandia.org/text/78/466/78012.php

3.  http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/criteria/

4. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. — М., 2000.

5. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Информатика и образование.

6. Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа». № 2 2009г

7. http://festival.1september.ru/articles/570230/